Главная » Статьи » Дополнительные вопросы

Раздельный учёт НДС

1С: Бухгалтерия 8.3 — учитываем НДС по-новому

Кассовая машина 1878 года. Источник: Scientific AmericanРанее в программе 1С: Бухгалтерия 8 существовал несколько неудобный способ учитывать НДС в том случае, если часть товаров была освобождена от уплаты НДС или продавалась со значением налоговой ставки 0%. По нему в течение налогового периода суммы НДС собирались программой на специальном регистре и хранились без разбиения на варианты значений этого налога. В конце налогового периода до формирования книги покупок бухгалтер должен был создать регламентный документ Распределение НДС по косвенным расходам. Этот документ предлагал план распределения НДС исходя из подсчёта выручки предприятия за указанный период с учётом вариантов обложения НДС. При проведении документа происходило распределение налога в соответствии с данными табличной части. Бухгалтер мог изменить план распределения по своему усмотрению, редактируя строки таблицы.

Минус состоял в том, что специалист мог вмешаться в процесс только в самом конце периода.

Начиная с релиза 28 в 1С: Бухгалтерии 8.3 реализовано два способа учёта налога на добавленную стоимость. Во-первых, поддерживается старый вариант, а во-вторых, появилась возможность выбирать разные варианты учёта уже при поступлении товаров и услуг. Возможные варианты действий с суммами налога:

  • принять их к вычету;
  • включить их в стоимость;
  • отложить решение на конец налогового периода (старый способ) или
  • отнести на товары с НДС 0%.

Перед тем, как рассматривать рабочие примеры, вспомним, что согласно 4 пункта 170-ой статьи Налогового Кодекса налог на добавленную стоимость:

  1. учитывается в стоимости товаров и услуг в распределении по товарам или услугам;
  2. принимается к вычету по товарам, услугам или работам, облагаемым таким налогом;
  3. принимается к вычету (или учитывается) в той пропорции, в которой товары, работы или услуги используются при производстве или реализации.

Указанная выше пропорция определяется по отгрузке товаров, выполнению работ или предоставлению услуг.

Исходя из этого рассмотрим конкретный пример.

Начальные настройки

Чтобы задействовать новые возможности необходимо в Настройках учёта на вкладке НДС установить галочку в списке «Учёт сумм НДС ведётся» — По способам учёта. Это приведёт к появлению третьего субконто на счёте 19 «НДС по приобретённым ценностям». Субконто будет называться «Способы учёта НДС».

Окно настройки параметров учёта

Если предприятие реализует товары или услуги, не подлежащие обложению НДС (или обложенные нулевым налогом), то в учётной политике на вкладке НДС необходимо установить галочку «Организация осуществляет реализацию без НДС или с НДС 0%», а для того, чтобы задействовать раздельный учёт налога, ещё и галочку (флажок) «Раздельный учет НДС на счете 19 „НДС по приобретенным ценностям“».

Окно настройки учётной политики

Условия примера

  • Итак, предприятие в примере называется «Рассвет»;
  • использует общий режим налогообложения;
  • считает выручку методом начисления;
  • считает налоги в соответствии с ПБУ 18/02 «Расчёт налога на прибыль организаций»;
  • платит НДС и вместе с этим
  • производит продукцию как облагаемую, так и не облагаемую НДС;
  • имеет подразделение Цех 1, где производится только продукция, облагаемая налогом на добавленную стоимость;
  • имеет подразделение Цех 2, где производят только продукцию без НДС;
  • пример описывает хозяйственную жизнь предприятия в I квартале 2014 года;
  • выручка предприятия в I квартале от реализации товаров, облагаемых НДС составила 2 000 000 рублей;
  • товары без НДС принесли предприятию в этом квартале 1 000 000 рублей.

Приобретение услуг

Первая услуга, которую приобрела организация, стоила ей 118 000 рублей. Сопроводительные документы от контрагента «База» были — акт № 11 и счёт-фактура № 11, где выделена НДС 18% (18 000 рублей). Услуга приобреталась для Цеха 1, поэтому была отнесена бухгалтером на счёт 20.01 «Основное производство». Поскольку услуга была нужна только для производства продукции, облагаемой НДС, то сумма налога по услуге должна быть принята к вычету.

В документе Поступление товаров и услуг выбираем номенклатуру и заполняем её стоимость. Используя ссылку в ячейке Счета учёта, открываем окно счёта и заполняем аналитику:

  • Счёт затрат — 20.01;
  • Номенклатурные группы — Облагаемая НДС;
  • Статьи затрат — Материальные расходы;
  • Подразделение затрат — Цех 1;
  • Счёт учёта НДС — 19.04;
  • Способ учёта — Принимается к вычету.
Документ Поступление товаров и услуг и карточка Счетов учёта

Проведём документ и посмотрим его движения:

Движения документа Поступление товаров и услуг

Как видно, всё проведено в соответствии с настройками. Третье субконто на счёте 19.04 — Принимается к вычету. Соответственно, программа сохранит значение суммы в регистр НДС предъявленный (регистр накопления). Из данных этого регистра составляется Книга покупок. Когда мы зарегистрируем счёт-фактуру, данные этого регистра попадут в регистр НДС покупки (собственно — Книга покупок).

Вторая услуга

Вторая услуга была приобретена для Цеха 2. Это производственное подразделение, и она тоже пойдёт на счёт 20.01 «Основное производство». Но Цех 2 производит только товары без НДС. Поэтому данные по этой услуге такие:

  • Номер акта — 12;
  • Номер счёта-фактуры — 12;
  • Контрагент — База;
  • Сумма — 59 000 рублей;
  • НДС в сумме — по ставке 18% (9 000);
  • Счёт затрат — 20.01;
  • Номенклатурные группы — Необлагаемая НДС;
  • Статьи затрат — Материальные Расходы;
  • Подразделение затрат — Цех 2;
  • Счёт учёта НДС — 19.04;
  • Способ учёта — Учитывается в стоимости.

После проведения документа Поступление услуг получатся следующие проводки:

Проводки при поступлении услуги для Цеха 2

Здесь формируются три проводки. Первой стоимость услуги вносится в дебет счёта 20.01. Второй — записывается НДС на счёт 19.04, а третьей сумма НДС списывается со счёта 19.04 на счёт 20.01 поскольку дано указание включить НДС в стоимость услуги.

Третья услуга

Третью услугу контрагент База оказал для подразделения Дирекция. Причём сумма услуги на треть превысила затраты на все цеха — 236 000 рублей. Из них 36 000 составил налог. Эти расходы надо относить на другой счёт: 26 «Общехозяйственные расходы». Это означает, что данные расходы надо «повесить» на всю реализованную продукцию — и облагаемую, и не облагаемую НДС. Поскольку заранее неизвестно, какова будет выручка от той и от другой, сумму налога придётся распределять в конце квартала. Следовательно документ Поступление товаров и услуг следует заполнить такими данными:

  • Номер акта — 13;
  • Номер счёта-фактуры — 13;
  • Счёт затрат — 26;
  • Номенклатурные группы — Прочие расходы;
  • Подразделение затрат — Дирекция;
  • Счёт учёта НДС — 19.04;
  • Способ учёта — Распределяется.

Проведём документ и посмотрим на проводки:

Проведение услуги для Дирекции

Как и в случае с Цехом 1, проводок будет две. Первая в дебет счёта 26, а вторая на счёт 19.04, но аналитика третьего субконто будет — Распределяется.

На вкладке регистра НДС предъявленный, наоборот, картина будет похожей на случай с Цехом 2: сумма НДС сначала запишется в регистр, а потом спишется из него — её включение в книгу покупок будет возможно только после проведения распределения.

Здесь же видна третья вкладка — регистра накопления Раздельный учёт НДС. Именно в этом регистре хранятся суммы, подлежащие распределению в конце налогового периода.

Покупка материалов

Кроме услуг компания «Рассвет» покупала в I квартале некие материалы в количестве 500 штук на сумму 590 000 рублей. НДС по ставке 18% составила в сумме покупки 90 000 рублей. Документы прихода: накладная № 1 и счёт-фактура № 25.

Свойства материала таковы, что он может использоваться во всех трёх подразделениях предприятия.

Оформляем приход

Приход товаров в 1С: Бухгалтерии 8.3 оформляется документом Поступление товаров и услуг. В данном случае выставляется операция Товары. Мы не знаем, как в дальнейшем будет использоваться эта покупка, поэтому пока в учёте НДС проставляем Принимается к вычету. В дальнейшем мы сможем изменить способ учёта НДС через документы передачи материалов.

В процессе проведения документ прихода проведёт стоимость материалов в дебет счёта 10.01 «Сырье и материалы». НДС попадёт на счёт 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» со значением третьего субконто «Принимается к вычету». Что касается регистров, то будут произведены записи и в «НДС предъявленный», и в «Раздельный учет НДС»: первая запись по факту данных в документе прихода, а вторая для возможности изменения учёта НДС в будущем.

Поступление материаловПроводки при поступлении материалов

Кстати, в программе можно настроить автоматику заполнения способов учёта налога. После того, как мы в Настройках учёта активировали флажок По способам учёта (см. Начальные настройки) в регистре сведений «Счета учета номенклатуры» стал активен реквизит «Способ учета НДС». Пример заполнения показан на рисунке ниже:

Регистр сведений Счета учёта номенклатуры

Передача материалов

После покупки материалы начали передавать в производство. Сто штук отправили в Цех 1, который, напомним, производит продукцию, облагаемую НДС.

Для передачи используется документ Требование-накладная. В нём три закладки: Материалы, Счёт затрат и Материалы заказчика. Последняя нас сегодня не интересует.

На первой закладке Требования указываем номенклатуру и количество. На второй вкладке выбираем:

  • Счёт затрат — 20.01;
  • Подразделение — Цех 1;
  • Номенклатурная группа — Облагаемая НДС;
  • Статьи затрат — Материальные расходы;
  • Способ учёта НДС — Принимается к вычету.
Вкладка Материалы документа Требование-накладнаяВкладка Счёт затрат документа Требование-накладная

После проведения такого документа у нас будет проводка в дебет счёта 20.01 с соответствующей аналитикой, а так же будет запись списания в регистре Раздельный учет НДС; поскольку налог по этим материалам уже не должен распределяться, а окончательно принят к вычету.

Передача в Цех 2

Продукция второго цеха НДС не облагается. Поэтому в «Способе учёта НДС» проставляем «Учитывается в стоимости».

Такой документ породит сразу три проводки. Первая будет похожа на вариант с Цехом 1 — со счёта 10.01 на счёт 20.01 — только немного с другой аналитикой. Вторая проводка будет со счёта 19.03 на него же, но уже по другим видам субконто. Этим мы выведем сумму НДС по переданным товарам из принимаемой к вычетам во включаемую в стоимость. А третьей проводкой, соответственно, и произведём включение: Дт. 20.01 — Кт. 19.03.

Кроме того документ произведёт по одному списанию из регистров «НДС предъявленный» и «Раздельный учет НДС», поскольку ни предъявлять к вычету, ни распределять эту часть НДС теперь не нужно.

Проводки Требования-накладной по Цеху 2

Передача в Дирекцию

100 единиц материалов решили передать на общехозяйственные нужды. В этом случае счёт затрат будет 26, а НДС должен распределяться. Документ Требование-накладная создаст следующие проводки:

Проводки по Дирекции

Кроме того из регистра «НДС предъявленный» соответствующая сумма спишется, а в регистре «Раздельный учет НДС» документ изменит для данной суммы способ учёта налога.

В части автоматизации действий бухгалтера и здесь возможна определённая настройка. Для этого выбираются сведения из справочника Номенклатурные группы. Например, ниже показана карточка этого справочника для элемента Необлагаемая НДС:

Настройка номенклатурных групп

Результаты деятельности

Ограничимся только перечисленными хозяйственными действиями. В результате их совершения Оборотно-сальдовая ведомость по 19 счёту за первый квартал будет выглядеть так:

Оборотно-сальдовая ведомость за 1 квартал

Из ведомости видно, что 72 000 (54 000 + 18 000) принято к вычету, 27 000 (18 000 + 9 000) включено в стоимость, а 54 000 (18 000 + 36 000) подлежит распределению.

Распределение НДС

Для проведения распределения в 1С: Бухгалтерия 8.3 необходимо создать специальный (регламентный) документ «Распределение НДС». Он создаётся и проводится до формирования Книги покупок и закрытия месяца.

В документе Распределение НДС две вкладки — Выручка от реализации и Распределение. По кнопке Заполнить программа произведёт заполнение табличных частей вкладок (величины выручки предприятия см. в начальных условиях). Распределение произойдёт в соотношении 2:1. Таким образом 36 000 (24 000 + 12 000) будет принято к вычету, а 18 000 (12 000 + 6 000) учтётся в стоимости:

Первая вкладка документа Распределение НДСВторая вкладка документа Распределение НДС

После проведения документ создаст следующие проводки:

Проводки документа Распределение НДС

Сначала двумя парными проводками документ поменяет аналитику учёта на 19 счёте, а потом еще парой проводок перенесёт с него те суммы, которые должны быть включены в стоимость товаров и услуг.

Результаты распределения

Результаты распределения видны по изменениям в Оборотно-сальдовой ведомости:

Оборотно-сальдовая ведомость после проведения документа Распределение НДС

Видно, что в дебете 19 счёта остались только суммы, принимаемые к вычету.

После этого можно формировать Книгу покупок. Вид документа и его проводки можно сидеть на рисунках ниже:

Книга покупокПроводки Книги покупок

© По материалам сайта 1c-usoft.ru. Photo: Marcel Douwe Dekker via flickr.com, 1c-usoft.ru

Категория: Дополнительные вопросы | Добавил: prostologin1 (27.12.2014) | Автор: Андрей Гапон E
Просмотров: 17293 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
(831) 461-13-53